Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Общие принципы методики проблемного обучения

Для успешного усвоения предмета необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности учебным предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.
 
Первостепенное значение среди методов и приемов обучения занимают эвристическая беседа, проблемное изложение, дедуктивный подход. На широком использовании этих методов и строится современная теория проблемного обучения, разработанная М.И. Махмутовым, заслуга которого заключается в том, что он дал научное обоснование проблемному обучению как дидактической системе.
М.И.Махмутов считает, что проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся .
Это процесс взаимодействия преподавания и учения, ориентированный на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных мотивов, включая и творческие способности.
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как форму активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях. Как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.
Каждое из определений раскрывает одну из сторон проблемного обучения. Но во всех определениях подчёркиваются главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения. Это:
1)создание проблемных ситуаций,
2)обучение учащихся в процессе решения проблем,
3)сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.
Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса.
В проблемном вопросе должны быть:
1)сложность, выступающая в форме противоречия,
2)ёмкое содержание,
3)увлекательная форма,
4)доступный для ученика уровень сложности.
В процессе работы наиболее часто учитель использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи.
Проблемное обучение является одним из методов развития учащихся. Постановкой проблем, проблемных вопросов или проблемных ситуаций учитель создает определенные организационные условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, стимулируя поиск недостающих знаний для разрешения познавательного противоречия.
Метод проблемного обучения – творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной, поисковой, исследовательской работы школьников. Учащиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно.
Практическое использование методики проблемного обучения включает в себя несколько этапов.
1. Разработка проблемных вопросов. Из опыта работы следует, что проблемный вопрос должен быть:
- сложным, сопряженным с противоречиями;
- увлекательным,
- ёмким, способным охватить широкий круг вопросов;
- создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
2. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:
- через углубление проблемного вопроса;
- через поиск разных граней его решения;
- через сопоставление разных вариантов ответов.
3. Формы решения проблемных ситуаций:
- дискуссия;
- научный спор;
- проблемная лекция;         
- проблемные задачи и задания;
- задачи исследовательского характера;
     - исторические документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.
     4. Определение факторов создания проблемных ситуаций:
    - уровень развития учащихся;
    - характер исторического материала;
    - педагогические цели;
    - творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности;
   - организация поисковой работы;
   - стимуляция личной заинтересованности в разрешении проблемной ситуации;
   - выявление причинно-следственных связей.
    5. Создание блоков проблемных уроков.
    6. Подготовка проблемных домашних заданий.
    7. Разработка проблемного дидактического и контрольного материала.
Мой опыт работы  с применением технологии проблемного обучения на уроках показывает, что она дает положительные результаты, способствует развитию творческой активности учащихся, развитию у них исследовательских навыков, способности мыслить неординарно. Нестандартные уроки, возможность учащихся самим формулировать вопросы и искать ответы на них, свободное изложение своих мыслей, рассуждение, совместный поиск истины, которая всегда где-то рядом – все это способствует формированию познавательной активности учащихся на уроках.
 
Список литературы
1. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 2001. - 585 с
2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1998. - 524 с.
3. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1999. - 175 с.